МКДОУ "Детский сад № 18 "Ромашка"

Программа "Расти здоровым"

 Содержание программы

1. Пояснительная записка.

2. Концепция программы.

3. Цели и задачи программы.

4. Принципы программы.

5. Основные направления программы и их теоретическое обоснование.

6. Ожидаемые результаты программы.

7. Формы подведения итогов реализации рабочей программы.

8. Список литературы.

9. Приложение.

1. Пояснительная записка

Красный цвет в радуге дошкольного детства отдается самому важному предмету воспитания — физической культуре. С помощью этого цвета как бы привлекается внимание практических работников к этому разделу программы.

Практика показывает, что решение проблемы воспитания здорового поколения возможно только при условии тесного взаимодействие семьи и дошкольного учреждения. Как добиться, чтобы наши дети были здоровы? Как помочь обеспокоенным здоровьем детей родителям? Какие методы выбрать? Вот вопросы, на которые в течение ряда лет ищет ответ коллектив дошкольного учре-ждения № 18 г. Шадринска.

В 1993 года наше дошкольное учреждение, находясь в режиме развития, успешно внедряет программу З.Г. Алямовской, З.И. Тюмасевой. С 1994 по 1999 годы мы работаем в режиме стабильного функционирования. О результативности нашей работы свидетельствуют не только награждение ДОУ Почетной грамотой «По поддержанию благоприятного психологического микроклимата и системный подход к вопросам оздоровления детей» и включение детского сада в сотню лучших садов России, но что для нас гораздо более важно, фактическое оздоровление детей.

С 2000 г. ДОУ № 18 вновь находится в режиме развития. Снова поиски, проблемы, решения. Нами анализируются программы, и из всего многообразия коллектив нашего детского сада останавливается на программе Т.Н. Дороновой «Радуга». Такой выбор не случаен. Мы считаем, что данная программа ставит созвучные нашему ДОУ задачи охраны и укрепления здоровья ребенка (физического и психического), обеспечения эмоциональной защищенности детей, формирования у дошкольников потребности в физическом совершенствовании и пр.

В связи с этим годовой план работы нашего дошкольного учреждения в первую очередь включает задачи физического совершенствования ребенка. Нами разрабатывается специфическая программа систематического поддержания благоприятного социально-психологического микроклимата в ДОУ, где описывается пребывание ребенка в ДОУ с его приема до ухода домой, разрабатываются планы работы с родителями, основой кото¬рых является совместная деятельность родителей и детей.

Технология работы, направленная на реализацию задач программы «Радуга», годовых задач нашего ДОУ включает три основных блока: работа с педагогами, детьми и родителями.

В рамках первого блока вопросы, связанные с укреплением здоровья детей поднимаются практически на каждом из педагогических советов или методических семинаров. Непосредственно тематике воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни посвящен проводимый совместно с родителями педсовет в форме круглого стола. Кроме того, обобщен опыт работы воспитателя подготовительной группы Н.Г. Мальцевой по проблеме организации и методике проведения занятий объединенных темой «Забочусь о своем здоровье», опыт работы Булычевой Е.А. «Народная игровая культура в физическом воспитании дошкольников». Секреты сохранения психического здоровья ребенка воспитатели познают в процессе консультаций у педагога-психолога И.В. Баландиной.

Однако приоритет мы отдаем работе по второму блоку - «Организация деятельности двигательной активности детей». Режим дня нашего детского сада полностью подчинен этой задаче. В процессе осуществления режимных моментов педагоги проводят комплекс оздоровительных мероприятий: двига¬тельная разминка, физкультминутки, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, логоритмическая гимнастика, физкультура в постели. Эти и другие проводимые в течение дня постоянные гимнастические упражнения способствуют повышению двигательной активности дошкольников. Борьба с гиподинамией ведется также в процессе проведения оздоровительного бега, «минитуризма», плавания.

Укрепляют здоровье наших подопечных проведение закаливающих процедур. Это различные нетрадиционные способы закаливания, в том числе и обливание детей на снегу холодной водой, закаливающие процедуры для носоглотки и пр.

Естественно, вырастить полноценного здорового ребенка невозможно без правильной организации его питания. В экономически трудное время мы стараемся изыскать для этого резервы. Дети с удовольствием принимают витаминные настои, приготовленные из трав, собранных родителями, очистительные салаты из свежих овощей. Учету индивидуальных потребностей и вкусовых предпочтений дошкольников способствуют организация «шведского стола» и «меню по заказу».

Наличие физиотерапевтического кабинета, специального оборудования и препаратов позволяют осуществлять профилактику различных заболеваний, сократить восстановительный и реабилитационный период практически у каждого ребенка после заболевания. Этому способствуете систематическое поддержание благоприятного социально-психологического микроклимата в ДОУ в рамках мини-программы «Комфорт».

Работа по третьему блоку направлена на консультационно-просветительскую работу с родителями. Выпуск постоянных бюллетеней позволяет информировать родителей об организуемых в детском саду мероприятиях, о состоянии здоровья их детей. Проводимые анкетные опросы способствуют наиболее полному выявлению проблем, волнующих родителей, выработке единой стратегии физического воспитания в условиях семьи и детского сада. Много нового о методах, формах оздоровительной работы можно узнать парам и мамам в ходе консультаций «Как заработать пятерку по здоровью» практических семинаров «Здоровый ребенок», развлечений «Чистота та же красота», организации совместных физкультурных досугов.

Опытом совместного физкультурно-оздоровительного мероприятия является совместный заезд детей и родителей в лагерь отдыха «Салют». Положительные эмоции, свежий воздух, высокая двигательная активность помогли почувствовать себя здоровыми и счастливыми и детям и взрослым.

1. Здоровье детей в ДОУ: правовой аспект

В своей работе мы руководствуемся различными нормативно-правовыми и инструктивными документами по проблеме обеспечения здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях, которые можно условно разделить на:

федеральные законы и постановления Правительства РС;

документы Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ, касающиеся медицинского обеспечения детей в ДОУ;

документы Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ, относящиеся к кадровым вопросам.

Основополагающие документы по проблеме обеспечения здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях:

Конвенция о правах ребенка;

Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43;

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000 г.).

Закон РФ «06 образовании» в редакции от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 2002г.);

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 677 (с изменениями и дополнениями, утвержденными установлениями Правительства РФ от 14 февраля 1997 г. № 179, от 23 декабря 2002 г. № 919);

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 марта 2003 г.);

Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санитарного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 августа 1997 г. № 1117 с изменениями от 23 декабря 2002 г.).

Одним из основных документов является Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с которым детские сады комбинированно вида могут включать в себя различные группы, в том числе общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные.

Медицинское обеспечение детей в ДОУ должно основываться на следующей нормативно-правовой основе:

Приказ Госкомобразования СССР, Минздрава СССР, Госкомтруда СССР «Об утверждении Положения о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей и Типовых штатов санаторных детских дошкольных учреждений для ослабленных и часто болеющих детей» от 4 мая 1990 г. № 306/185/33; 

Методические указания Минздрава СССР «Организация режима дня в малокомплектных дошкольных учреждениях» от 12 августа 1987 г. № 4419-87;

Приказ Минздрава РФ и Минобразования РФ «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» от 30 июня 1992г. № 186/272;

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ   «Об  утверждении   инструкции  по   проведению  профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» от 14 марта 1995 г. № 60;

Приказ      Минздрава    России      «О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи детям» от 7 мая 1998 № 151;

Письмо    Минздрава    России    «Медицинское    обеспечение    детей    и образовательных учреждениях» от 21 декабря 1999 № 13-16/42;

Рекомендации  Минздрава  России  «Ассортимент  основных  продуктов питания,    рекомендуемых   для   использования   в   питании   детей   и подростков       в      организованных      коллективах      (детские      сады, образовательный учреждения общего и коррекционного типа, датские дома  и   школы-интернаты,  учреждения  начального  и  среднего  про-фессионального образования)» от 9 мая 1599 №1100/964 99-15;

Инструктивно-методическое  письмо  МО  РФ  «О  гигиенических тре-бованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста, в организованных формах обучения» от 14 марта 2000 г. № 65/23-16;

Приказ Минздрава РФ «06 утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений» (извлечения)» от 3 июля 2000 г. № 241;

Приказ Минобразования РФ «Примерное положение о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения» от 15 мая 2000 г. № 1418;

Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений» от 4 апреля 2003 г. № 139. Так, на основании приказа № 306/ 185/33 от 04.05.1990 года в нашем учреждении с 1 января 1991 года введено в действие «Положение о санаторном детском дошкольном учреждении (группе) для ослабленных и часто болеющих детей».

Основополагающие документы по проблеме обеспечения здоровья детей

• Конвенция о правах ребёнка;

• Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43;

• ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000 года);

• Закон РФ «Об образовании» в редакции от 13 января 1996 года № 12-ФЗ  (с изменениями и дополнениями от 2002 года);

• Типовое положение о ДОУ, утверждённое постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 677;

• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ» (утв. Главным государственным врачом РФ 25 марта 2003 года);

• Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об оздоровительном, образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, и внесении изменений в Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате и Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 августа 1997 года № 1117 с изменениями от 23 декабря 2002 года.

2. Концепция программы

В дошкольном образовании не существует программы оздоровления в дошкольном учреждении нашего типа. В связи с этим педагогический коллектив детского сада решил разработать собственную программу, адаптированную для наших условий.

Научная концепция программы базируется на принципах демократизации и гуманизации образования, что обеспечивает каждому ребёнку индивидуальную траекторию развития с учётом его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей (Л.С. Выготский, 1976 г.). Ребёнок, по Л.С. Выготскому, - существо растущее и развивающееся, в связи с этим чётко проявляется приоритетная задача педагогов и воспитателей – обеспечить полное и целостное развитие личности ребёнка, с учётом здоровьесберегающего воспитания, как нового качества образования и обучения в 21 веке.

Констатируя разрушительные тенденции современной образовательной среды, мы убеждены, что здоровье из медицинской проблемы переходит в категорию педагогическую. Поэтому основной целью нашей программы (которая формировалась с учётом выявленных в ходе анализа проблем и перспектив развития, как самого ДОУ, так и городской образовательной системы) является – создание интегрированной системы оздоровительной работы, гарантирующей сохранение и укрепление здоровья детей, безопасность их жизнедеятельности, а также построение благоприятных и адекватных условий воспитания и развития. Созданная система должна представлять собой комплекс медико-психолого-педагогических технологий, направленных на оздоровление, профилактику и лечение заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье и нарушений в развитии, реабилитацию, предусматривающую восстановление здоровья.

В соответствии с приоритетами в области дошкольного воспитания г. Шадринска постановку задачи здоровьесбережения мы рассматриваем в двух вариантах: задача- минимум и задача-максимум.

Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: «No nocere!» («Не навреди!»). Реализация её рабочей программы включает выявление и каталогизацию факторов, оказывающих или потенциально способных показать вредное (патогенное) воздействие на организм детей, их физическое, психическое, репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранение самих этих факторов или смягчение их воздействия на детей и воспитателей.

Соответственно, сами патогенные факторы, связанные образовательным процессом, могут быть разделены на три группы:

1. Гигиенические.

2. Организационно-педагогические (обусловленные организацией обучения и воспитания).

3. Психолого-педагогические (связанные непосредственно с работой воспитателей с администрацией, сотрудников друг с другом).

Данная группа факторов выдвигает на первый план задачу формирования соответствующей компетенции у всех работников ДОУ.

Кроме того, к трём общепринятым факторам угрозы для здоровья детей мы склонны отнести и безграмотность в вопросах здоровья: не менее половины проблем со здоровьем мы создаём себе сами! А это тоже проблема работы с кадрами.

Таким образом, решение задачи-минимум с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.

Если ограничить работу детского сада в сфере охраны здоровья только задачей-минимум – защитой детей от вредных воздействий – то лишь небольшая часть образовательного потенциала ДОУ окажется задействованной в интересах здоровья детей. Такой подход, на наш взгляд, не отвечает стратегическим принципам здоровьесбережения и не приводит к достижению целей системы образования.

Было бы ошибкой считать заботой о здоровье ребёнка создание тепличных условий, содержание его в детском саду под своеобразным «колпаком», защищающим от вредных влияний. Во-первых, это невозможно практически, а, во-вторых, что очень важно, в этом случае, переступив порог детского сада, ребёнок столкнётся с теми воздействиями, которые окажутся для него непереносимыми ввиду неготовности к взаимодействию с ними. Простейшей иллюстрацией этого может служить физическое (температурное) закаливание. Наивная попытка «кутания» ребёнка в стремлении защитить от простуд оборачивается противоположным желаемому результатом. Ведь получается, что пока ребёнок в детском саду, о нём заботятся, за порогом же детского сада образовательное учреждение снимает с себя всякую ответственность за здоровье, жизнь и будущее своего воспитанника.

Подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации – физиологической, психологической, социальной. Это должен делать детский сад. Это искусство – подготовка детей к реальной жизни – определяет, в конечном счёте, профессионализм воспитателя и выполнение задачи-максимум.

3. Задачи программы

• формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях организма воспитанников;

• разработка и реализация индивидуального подхода к оздоровлению детей  в образовательном учреждении исходя из особенностей их психофизического развития, региональных возможностей;

• разработка организационно-педагогических рекомендаций по оптимизации воспитательно-образовательного процесса на здоровьесберегающей основе; 

• организация здоровьесохраняющей оценки образовательного процесса, условий образования и воспитания.

4. Принципы программы

Содержательной основой реализации данных задач могут выступать основные положения, которые зафиксированы в действующих федеральных законах и проходят красной нитью в нормативно-правовых документах управления образованием г. Шадринска.

Принципы программы, обозначенные в «Программе развития системы образования г. Шадринска», являются актуальными и для нашего дошкольного образовательного учреждения, а именно:

• принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса, социума к непосредственной и сознательной деятельности по оздоровлению детей;

• принцип гарантий – реализация конституционных прав детей на получение образования и медицинского обслуживания, выполнение государственных гарантий, направленных на укрепление здоровья дошкольников;

• принцип комплексного сквозного подхода – заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности;

• принцип аксиологического подхода – человек является высшей ценностью, основой его жизнедеятельности является освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией.

5. Критерии реализации программы

• компетентность педагогов и родителей в решении вопросов охраны, укрепления и формирования здоровья ребёнка;

• изменение условий в семье и ДОУ в соответствии с программой по укреплению и формированию здоровья ребёнка;

• следование взрослых принципам здорового образа жизни;

• улучшение состояния здоровья и физического развития ребёнка (соответствие антропометрических данных возрастным требованиям, повышение уровня физического развития, снижение заболеваемости – количества заболеваний, продолжительности случаев заболеваний по сравнению с предыдущими показателями и т.д.);

• осознание и потребность ребёнка в следовании принципам здорового образа жизни, способность управлять своим здоровьем и формировать его.

6. Основные направления программы и их теоретическое обоснование

Всемирная организация здравоохранения предложила довольно полную характеристику термина «здоровье», которая предполагает наличие у здорового человека состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Понятно, что когда речь идёт о ребёнке, состояние здоровья предполагает ещё и наличие нормально проходящего у него процесса развития.

Ещё более точным, с нашей точки зрения, является определение здоровья как состояния устойчивости, невосприимчивости к экстремальным, т.е. неожиданно возникающим и необычным, патологическим, болезненным воздействиям. Такое определение предполагает, что здоровый человек обладает настолько сильной верой в здоровье, что ему не страшны какие-либо неблагоприятные ситуации, в которых каждый из нас всегда может оказаться.

Программа сохранения и укрепления здоровья включает ряд обязательных условий, выполнение которых обеспечит тот фон здоровья, на котором возможно успешное осуществление и физической, и умственной деятельности, а также совершенствование таких качеств, как выносливость, сила, ловкость, красота.

Основные направления оздоровительного комплекса:

1. Наличие ежедневной достаточной двигательной активности.

2. Соблюдение рационального устойчивого распорядка дня с обязательным полноценным по своей интенсивности и длительности сном.

3. Рациональное питание.

4. Проведение закаливающих процедур.

5. Выработка психоэмоциональной устойчивости.

6. Организация лечебно-профилактической работы.

Жизнедеятельность человека должна осуществляться в условиях, создающих положительный эмоциональный настрой. Особенно это относится к его семейному окружению, в котором он проводит большую часть времени. Душевный климат здесь особенно важен для стабилизации эмоционального состояния, определяющего психическое здоровье.

Научно обоснованная, базирующаяся на достижениях современной физиологии, психофизиологии, многократно проверенная практикой, эта программа даст большой эффект, если её основные идеи, положения будут поняты, прочувствованы её исполнителями, если они увидят, что на основе её систематического выполнения можно достичь реально поставленной задачи – укрепления физического и психического здоровья.

Теоретические обоснования основных направлений программы:

Первый раздел программы – рациональная организация двигательной деятельности детей

Основную особенность составляет преобладание циклических, прежде всего беговых (скорость для детей 1-1,2 м/сек., т.е. два коротких шага в сек.) упражнений и особенно их комбинаций (бег, прыжки, марш, метание мяча, плавание, лыжи, велосипед и т.п.) во всех видах двигательной активности детей как способа тренировки и совершенствования общей выносливости – наиболее ценного оздоровительного качества. Эти упражнения составляют основное содержание утренней зарядки, ежедневных занятий по физическому воспитанию, двух обязательных прогулок, физкультминуток на занятиях другими видами деятельности и т.д. Важнейшим и основным разделом занятий по физической культуре и прогулок являются подвижные игры с циклическими упражнениями, а у детей старшего дошкольного возраста – и элементы спортивных игр и упражнений. При выполнении всех этих движений необходимо создавать условия для возникновения положительных эмоций у детей, что достигается, в частности, музыкальным сопровождением всех занятий на открытом воздухе и прогулок.

Основные требования к занятиям, которые должны проводиться подготовленными по теории и практике физической культуры специалистами при обязательном участии воспитателей, - систематичность с постепенным усложнением упражнений и повышением требований к качеству их выполнения, для чего целесообразно использовать концентрический способ подбора упражнений. В зависимости от конкретных задач используются различные методы проведения занятий: поточный, посменный, групповой, круговая тренировка. Моторная плотность занятия – 80 % и более, для прогулок – 60% и более. Необходимо добиваться осознанного отношения детей к выполнению упражнений, которое должно быть лёгким и красивым.

Целесообразной является частая смена упражнений при многократной (8 и более раз) повторяемости одного и того же упражнения. Обязательный фрагмент каждого занятия составляют упражнения разминочного и гимнастического характера, способствующие улучшению осанки и выполняемые при участии мышц и связок конечностей и позвоночника. При проведении ряда занятий в зале детей обучают приёмам мышечного расслабления. Содержание занятий весьма вариативное – наряду с классическим построением (вводная, основная и заключительная части) можно проводить занятия, включающие несколько подвижных игр, спортивных и танцевальных упражнений. Действенным средством повышения двигательной активности детей являются «домашние занятия» для родителей по выполнению физических упражнений в выходные и праздничные дни.

Второй раздел программы – соблюдение рационального устойчивого распорядка дня с обязательным полноценным по своей интенсивности и длительности сном

Теоретическим обоснованием необходимости выполнения определённого распорядка для ребёнка является биоритмология, предмет которой составляет изучение циклических процессов в живых организмах. Именно наличие цикличности в деятельности всех физиологических систем, биохимических процессах и проявлениях психических функций создаёт возможности для совершенной адаптации в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, что особенно важно для растущих организмов.

Среди множества биологических ритмов ведущую роль играют околосуточные (период изменений 20-28 часов) ритмы, индивидуальные проявления которых составляют биоритмологический профиль человека. Организация оздоровительного режима должна исходить прежде всего из особенностей этого профиля – по показателям сравнительных характеристик в течение дня: умственной, физической работоспособности, эмоциональной реактивности детей с последующим их подразделением на представителей преимущественно утреннего или вечернего типов и аритмиков с высокой или низкой работоспособностью. Соответственно этому далее регулируются нагрузки, предъявляемые детям в процессе их обучения и воспитания.

Каждый педагог, как  и родитель, в поисках наиболее эффективного оздоровительного режима должен создавать возможности для реализации в повседневной жизни ребёнка следующей триады:

• достаточной двигательной активности с преобладанием циклических упражнений;

• достаточной умственной нагрузки;

• превалирование положительных эмоциональных впечатлений.

Оздоровительный режим носит в целом динамичный характер и включает повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи (желательно четырех разовое), укладывание на дневной, ночной сон, общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений. Все остальные компоненты режима – альтернирующие. Важнейшее условие оздоровительного режима – достаточный, не укороченный и не излишний по длительности дневной и ночной сон.

Третий раздел программы – обеспечение рационального питания детей

Теоретическая часть этого раздела содержит общие положения концепции сбалансированного калорийного питания в новейшей теории адекватного питания, одним из создателей которой был А.М. Уголев.

Излагаются «золотые» правила приготовления пищи, одобренные Всемирной организацией здравоохранения: выбор продуктов, обработанных с помощью современных технологий безопасности, тщательный прогрев пищи, правильное хранение и т.д.

Согласно концепции адекватного питания, пищевой рацион должен соответствовать характеру обмена веществ в организме и особенностям переработки пищи в желудочно-кишечном тракте; подбор продуктов должен соответствовать естественной технологии ассимиляции (усвоения) пищи.

Из основных принципов теории адекватного питания, изложенных в программе, указываются следующие:

• ассимилирует пищу не только поглощающий её организм, но и населяющие его пищеварительный тракт бактерии – симбионты, поэтому приток питательных веществ формируется как за счёт их извлечения из пищи, так и благодаря метаболической деятельности организма – хозяина и бактерий – симбионтов;

• нормальное питание должно быть обусловлено несколькими потоками питательных и регуляторных веществ;

• важнейшими компонентами пищи являются не только нутриенты (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы), но и балластные вещества, поэтому в рацион питания детей должны вводиться в большом объёме растительные волокна и клетчатка при ограниченном потреблении рафинированных (искусственно приготовленных) продуктов.

В соответствие с этой концепцией изменяется технология изготовления пищевых продуктов: исключаются «жёсткие» методы обработки продуктов питания (жарение, пассерование, тушение, запекание), ограничивается тепловой поток и время нагрева, овощи и фрукты потребляются преимущественно в естественном виде и т.д.

К сожалению, именно этот раздел программы из-за ряда причин пока плохо внедряется в работу пищеблоков ДОУ.

Четвертый раздел программы – система эффективного закаливания детей

Научным обоснованием этого раздела программы является подход к закаливанию как к тренировке системы терморегуляции. К сожалению, отсутствие таких знаний у персонала детского сада, и тем более у родителей, приводит к неправильным представлениям о сущности и методах закаливания, чем и объясняется в значительной степени его частая недостаточная эффективность.

В нашей программе закаливание рассматривается как система оздоровительно-профилактических воздействий, реализуемая таким образом, чтобы каждый момент пребывания ребёнка в детском саду (и желательно в домашней обстановке) характеризовался как благоприятный для становления аппарата физической терморегуляции (терморецепторы и сосуды кожи и подкожной клетчатки), плохо функционирующей в периоды раннего и дошкольного детства.

Обязательным условием эффективного закаливания является, прежде всего, наличие у детей не перегревающей одежды на открытом воздухе и в помещениях. Основное правило её использования – соответствие погоде на данное время дня, а не сезону, как указано в соответствующих пособиях. Ребёнок, находящийся на открытом воздухе, должен быть одет так, чтобы при отсутствии движений он испытывал ощущение зябкости.

Другим обязательным условием закаливания является поддержание определённой температуры воздуха в помещениях, не превышающей +18-20 градусов, так как при более высокой сверхкомфортной температуре механизмы терморегуляции не развиваются и создаются условия для возникновения респираторных заболеваний.

Хорошее закаливающее действие оказывает хождение босиком, при соблюдении постепенности в его интенсивности и продолжительности.

Циклические упражнения, особенно на открытом воздухе, выполняемые детьми в свободной не перегревающей, не стесняющей движений одежде на занятиях по физической культуре и прогулках, обладают хорошим закаливающим и оздоровительным эффектом.

В этом разделе программы приводятся краткие сведения о традиционных методах закаливания в различных возрастных группах.

Пятый раздел программы – комплекс психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, используемых в ДОУ

В настоящее время этот раздел программы приобретает всё большую актуальность, так как многие взрослые люди и дети переходят из состояния физического напряжения (стресса  - по Г. Селье) в патологическое состояние дистресса, характеризующегося повышенной раздражительностью и утомляемостью, нарушением сна, сниженной работоспособностью и т.д.

Эмоциональное состояние человека – это основа основ его не только психического, но и соматического благополучия. Эмоциональный «мозг» - это главный дирижёр психовегетативной и эндокринной систем организма. Эмоциональный дистресс, испытываемый взрослым человеком, а тем более ребёнком, всегда сопровождается мощной иммунодепрессией, т.е. подавлением и блокадой всех защитных сил организма. Уповать на развитие интеллекта и думать, что чем лучше у ребёнка мышление, тем более он будет счастлив в мире, - это наивно. Личностное ядро человека эмоционально, а не интеллектуально, и опыт детства – это эмоциональный опыт любви или ненависти, доверия или гнева.

Ведущая основа психогигиенического подхода – комплекс таких душевных качеств педагога (и родителя), как любовь, ласка и внимание к детям.

Обосновывается положение о том, что каждый дошкольный педагог должен быть психогигиенистом и уметь применять в своей практической деятельности некоторые психокоррекционные методы.

Приводятся основные принципы психогигиены ребёнка – по Е.А.Аркину, В.М.Бехтереву, В.А.Сухомлинскому, заключающиеся в создании условий для преобладания у детей чувств жизнерадостности и бодрости, веры в себя, в свои силы и возможности, уважения к людям и понимания их, полноты жизни и увлекательной деятельности.

Шестой раздел программы – организация лечебно-профилактической работы

План лечебно-профилактической работы составляется на основе тщательного изучения состояния здоровья каждого ребёнка на момент поступления по данным участковой педиатрической службы. В дальнейшем он корректируется уже врачом дошкольного учреждения исходя из состояния здоровья, заболеваемости и характера течения болезней.

Лечебно-профилактическая работа должна осуществляться в двух направлениях:

• как система общеукрепляющих мер для всех без исключения детей начиная с  ясельных групп;

• как система индивидуальной медицинской помощи детям групп риска.

Для реализации первого направления должна быть изучена заболеваемость детей в данном учреждении за несколько лет и соответственно составлен её графический анализ. На основании этого анализа не представляет особого труда выявить периоды роста заболеваемости и их объективную закономерность. Это время осеннего и весеннего межсезонья, когда в организме человека происходит своеобразная ломка в связи с подготовкой к климатическим условиям сезона, а также периоды эпидемий гриппа, ежегодно подстерегающих нас.

План лечебно-профилактической работы должен учитывать закономерные взлёты заболеваемости, предусматривать систему мер, своевременно готовящих к ним ребёнка, помогающих его организму успешно проходить этот критический период. В плане должна быть также отражена программа реабилитационных мероприятий, позволяющих быстро привести организм ребёнка в нормальное состояние после болезни. Разумеется, этот план должен разрабатываться под руководством врача дошкольного учреждения и реализовываться под его контролем.

Особенности лечебно-профилактического плана:

• на основании графического анализа заболеваемости детей выделяем периоды повышения заболеваемости, установив сроки их наступления и окончания;

• период до повышения заболеваемости в осеннее межсезонье определяем как подготовительный и продумываем систему мер, готовящих организм ребёнка к предстоящему «испытанию». Это могут быть, например, курсы УФО, массажа, приём элеутерококка, повышающие иммунную защиту; к этим мерам относятся также водные закаливающие процедуры;

• в период повышенной заболеваемости необходимо применение профилактических средств, позволяющих удержать организм ребёнка в нормальном состоянии. Мы назвали бы их средствами быстрого реагирования. Имеются в виду, например, смазывание носа оксолиновой мазью, витаоном, полоскание полости рта специальными растворами и пр. В это время надо давать ребёнку больше жидкости в виде оздоровительных коктейлей и соков, изменить характер питания, уменьшив потребление сахара и увеличив количество зелени, свежих овощей и фруктов. Всё зависит от возможностей учреждения и решения педиатра;

• период между пиком осенней заболеваемости и пиком заболеваемости, связанной с эпидемией гриппа, можно назвать периодом относительного затишья. В принципе, если бы не грипп, то дети не должны были бы болеть вплоть до весеннего межсезонья. Этот период по профилактическим мероприятиям следует разделить на две части: в первой проводятся мероприятия реабилитационного характера (для переболевших детей); во второй идёт интенсивная подготовка организма ребёнка к грядущей эпидемии гриппа;

• в период повышения заболеваемости ОРВИ и гриппом проводится (по согласованию со службами поликлиники и СЭС) комплекс специфических профилактических мероприятий.


12 февраля 2012 в 12:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.